газета "На Варшавке"
№ 11 (59) СЕНТЯБРЬ 2002
УСПЕТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА
Фото: Александр Кравчук

В череде нынешних реформ образовательная реформа занимает особое место. От ее результатов зависит будущее наших детей и внуков. Москва всегда по праву гордилась уровнем и качеством системы образования — среднего и высшего.
 Авторитет столичной системы образования возводился на протяжении столетий многими поколениями неподкупных и самоотверженных подвижников-интеллигентов, ученики которых воспитывались на благородном примере своих наставников. Благодаря этому накопленному веками базису современные московские школьники продолжают выигрывать международные научные олимпиады, а молодых московских ученых приглашают в самые престижные западные университеты и исследовательские центры.
 
Однако нынешнее «смутное время» сказалось и на столичной школе — средней и высшей. Можно перечислить целый ряд сегодняшних негативных наслоений. Первая и самая кричащая проблема нынешней системы образования — это разъедающая ее ржа коррупции и равнодушия, совершенно противопоказанная «сеянию разумного, доброго, вечного». Дело дошло до того, что одна из центральных газет открыто опубликовала «рейтинг взяток в вузах Москвы».
 
Второй больной вопрос, тоже требующий скорейшего разрешения, — это катастрофическая нехватка учителей в московских школах, из-за чего попросту отменяются целые учебные дисциплины.
 
Третья проблема — это отсутствие перспективы трудоустройства по специальности для большинства выпускников московских вузов. И наконец, соседствующая с ней четвертая — хаотичное, почти бесконтрольное образование в столице огромного числа негосударственных вузов. Два последних фактора привели к закономерному результату — вес диплома девальвируется на глазах.
 
Более того, резко падает авторитет знания. Нынешний высокий конкурс в столичные вузы во многом обусловлен, к сожалению, не тягой к интересной и желанной специальности, а только лишь поголовным чувством страха перед призывом в армию. Не секрет, что очень многие студенты, заполучив вожделенную «военную кафедру», остаются столь же безразличными к процессу учебы, как и в довузовский, школьный период, попросту досиживая до самого диплома.
 
Начавшаяся реформа образования должна очистить его от этих наслоений, в то же время приведя в соответствие с требованиями рыночной экономики. Главное средство разрешения этой задачи — усиление контроля над образовательным процессом. А это невозможно сделать без точной диагностики нынешнего состояния, всех его болевых точек. Перепись населения, которая предоставит демографический и социальный анализ нашего города, станет подспорьем в предстоящей работе и одной из ее стартовых вех.
 
Согласно новой концепции модернизации образования при планировании набора в вузы, техникумы, лицеи будет использоваться система государственных заданий. Доселе учебные заведения устанавливали свои заявки по количеству мест для абитуриентов на основе данных из служб занятости. В результате значительная часть дипломированных выпускников оказывалась в итоге «не у дел». Ведь данные служб занятости отражали сиюминутную обстановку, а она, как правило, сильно меняется за пять-шесть лет студенческих штудий.
 
Например, некоторое время тому назад у нас был явный переизбыток инженеров, а теперь их не хватает. Старые специалисты не всегда могут разобраться в современных технологических процессах, а молодых специалистов просто нет. Напротив, за последние годы у нас накопилось огромное количество дипломированных юристов и экономистов, которые не могут найти работу.
 
Анализируя данные Всероссийской переписи населения в Москве, государственные органы смогут рассчитать потребности рынка труда спустя несколько лет. А значит, у выпускников столичных учебных заведений появится уверенность в том, что приобретенные ими знания потребуются городу. Более того, загодя формируя структуру госзаданий, можно будет говорить о заключении контрактов со студентами. По этой структуре учеба конкретного студента оплачивается из бюджета, а тот обязуется отработать определенное количество лет там, где он будет необходим.
 
Фактически речь идет о воссоздании системы распределения после окончания вуза или техникума. Получается, что от того, насколько верно данные предстоящей переписи населения будут отражать ситуацию в Москве, будет зависеть точность прогноза о ситуации на рынке труда. Следовательно, от наших ответов на вопросы переписи будет зависеть уверенность завтрашних столичных абитуриентов в своем будущем.
 
Еще одно нововведение, также требующее точного прогностического расчета, должно решить проблему почти полного отсутствия учителей-мужчин в московских школах. Дело в том, что в педагогических вузах традиционно нет военной кафедры. Студенты пользуются лишь отсрочкой от призыва на время учебы, а после получения диплома не хотят работать по специальности из-за грошового размера зарплаты. По предложенной недавно норме, те выпускники педагогических вузов, которые работают в сельских или городских школах, получают освобождение от армии на все время своей работы.
 
Многолетний демографический кризис привел к тому, что из-за отсутствия детей ежегодно закрываются около двух тысяч сельских школ. А это неминуемо вызовет проблему трудоустройства работавших там учителей, которые приехали в чужую для них деревню из Москвы. Очевидна польза для студентов столичных педвузов и их семей, которую принесет анализ данных переписи населения, позволяющий оценить будущую демографическую ситуацию в том или ином регионе.
 
С другой стороны, та же оценка важна и для того, чтобы определить потребность в строительстве новых школ или других учебных заведений, как об этом уже было сказано выше. В проектах реформы образования — организация досуга детей и молодежи за счет плановых налоговых отчислений от производства и продажи алкогольной и табачной продукции, а также от оплаты жилищно-коммунального хозяйства. Поставлена задача возродить во всех московских школах различные детские и молодежные организации, необходимые и для самовоспитания в детской и подростковой среде, и для организации их досуга. Все эти, безусловно, интересные предложения также нуждаются в подкреплении статистическими данными.
 
Школа — высшая и средняя — заслуживает к себе особого внимания. Последний звонок не должен прозвучать для нас слишком поздно. От нас также зависит будущее наших детей и внуков. Пройдем свою часть пути навстречу усилиям Правительства Москвы в этом направлении.
Подготовлено по материалам Московского информационного центра проведения Всероссийской переписи населения
109147 Россия, Москва, ул. Марксистская, д. 34, корп. 7; тел/факс: 270-29-23; 270-29-12;
363-16-61; www.mosperepis.ru
 

Другие статьи о Переписи-2002:

ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРЬ ПЕРЕПИСЧИКАМ С 4-ГО ОКТЯБРЯ
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПЕРЕПИСИ

ПЕРЕПИСЬ И РЫНОК ТРУДА
МОСКВИЧИ О ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
 


 
 
 
 
     
     
© Редакция газеты "На Варшавке"      
na-warshavke@yandex.ru      
       

 

гри. Срочный выкуп автомобилей! AGR: автоломбард автомобиля. Купи автомобиль в 7 раз дешевле.. фирма lego
Hosted by uCoz