Авторитет
столичной системы образования возводился на протяжении
столетий многими поколениями неподкупных и самоотверженных
подвижников-интеллигентов, ученики которых воспитывались
на благородном примере своих наставников. Благодаря
этому накопленному веками базису современные московские
школьники продолжают выигрывать международные научные
олимпиады, а молодых московских ученых приглашают
в самые престижные западные университеты и исследовательские
центры.
Однако
нынешнее «смутное время» сказалось и на столичной
школе — средней и высшей. Можно перечислить целый
ряд сегодняшних негативных наслоений. Первая и самая
кричащая проблема нынешней системы образования — это
разъедающая ее ржа коррупции и равнодушия, совершенно
противопоказанная «сеянию разумного, доброго, вечного».
Дело дошло до того, что одна из центральных газет
открыто опубликовала «рейтинг взяток в вузах Москвы».
Второй
больной вопрос, тоже требующий скорейшего разрешения,
— это катастрофическая нехватка учителей в московских
школах, из-за чего попросту отменяются целые учебные
дисциплины.
Третья
проблема — это отсутствие перспективы трудоустройства
по специальности для большинства выпускников московских
вузов. И наконец, соседствующая с ней четвертая —
хаотичное, почти бесконтрольное образование в столице
огромного числа негосударственных вузов. Два последних
фактора привели к закономерному результату — вес диплома
девальвируется на глазах.
Более
того, резко падает авторитет знания. Нынешний высокий
конкурс в столичные вузы во многом обусловлен, к сожалению,
не тягой к интересной и желанной специальности, а
только лишь поголовным чувством страха перед призывом
в армию. Не секрет, что очень многие студенты, заполучив
вожделенную «военную кафедру», остаются столь же безразличными
к процессу учебы, как и в довузовский, школьный период,
попросту досиживая до самого диплома.
Начавшаяся
реформа образования должна очистить его от этих наслоений,
в то же время приведя в соответствие с требованиями
рыночной экономики. Главное средство разрешения этой
задачи — усиление контроля над образовательным процессом.
А это невозможно сделать без точной диагностики нынешнего
состояния, всех его болевых точек. Перепись населения,
которая предоставит демографический и социальный анализ
нашего города, станет подспорьем в предстоящей работе
и одной из ее стартовых вех.
Согласно
новой концепции модернизации образования при планировании
набора в вузы, техникумы, лицеи будет использоваться
система государственных заданий. Доселе учебные заведения
устанавливали свои заявки по количеству мест для абитуриентов
на основе данных из служб занятости. В результате
значительная часть дипломированных выпускников оказывалась
в итоге «не у дел». Ведь данные служб занятости отражали
сиюминутную обстановку, а она, как правило, сильно
меняется за пять-шесть лет студенческих штудий.
Например,
некоторое время тому назад у нас был явный переизбыток
инженеров, а теперь их не хватает. Старые специалисты
не всегда могут разобраться в современных технологических
процессах, а молодых специалистов просто нет. Напротив,
за последние годы у нас накопилось огромное количество
дипломированных юристов и экономистов, которые не
могут найти работу.
Анализируя
данные Всероссийской переписи населения в Москве,
государственные органы смогут рассчитать потребности
рынка труда спустя несколько лет. А значит, у выпускников
столичных учебных заведений появится уверенность в
том, что приобретенные ими знания потребуются городу.
Более того, загодя формируя структуру госзаданий,
можно будет говорить о заключении контрактов со студентами.
По этой структуре учеба конкретного студента оплачивается
из бюджета, а тот обязуется отработать определенное
количество лет там, где он будет необходим.
Фактически
речь идет о воссоздании системы распределения после
окончания вуза или техникума. Получается, что от того,
насколько верно данные предстоящей переписи населения
будут отражать ситуацию в Москве, будет зависеть точность
прогноза о ситуации на рынке труда. Следовательно,
от наших ответов на вопросы переписи будет зависеть
уверенность завтрашних столичных абитуриентов в своем
будущем.
Еще
одно нововведение, также требующее точного прогностического
расчета, должно решить проблему почти полного отсутствия
учителей-мужчин в московских школах. Дело в том, что
в педагогических вузах традиционно нет военной кафедры.
Студенты пользуются лишь отсрочкой от призыва на время
учебы, а после получения диплома не хотят работать
по специальности из-за грошового размера зарплаты.
По предложенной недавно норме, те выпускники педагогических
вузов, которые работают в сельских или городских школах,
получают освобождение от армии на все время своей
работы.
Многолетний
демографический кризис привел к тому, что из-за отсутствия
детей ежегодно закрываются около двух тысяч сельских
школ. А это неминуемо вызовет проблему трудоустройства
работавших там учителей, которые приехали в чужую
для них деревню из Москвы. Очевидна польза для студентов
столичных педвузов и их семей, которую принесет анализ
данных переписи населения, позволяющий оценить будущую
демографическую ситуацию в том или ином регионе.
С
другой стороны, та же оценка важна и для того, чтобы
определить потребность в строительстве новых школ
или других учебных заведений, как об этом уже было
сказано выше. В проектах реформы образования — организация
досуга детей и молодежи за счет плановых налоговых
отчислений от производства и продажи алкогольной и
табачной продукции, а также от оплаты жилищно-коммунального
хозяйства. Поставлена задача возродить во всех московских
школах различные детские и молодежные организации,
необходимые и для самовоспитания в детской и подростковой
среде, и для организации их досуга. Все эти, безусловно,
интересные предложения также нуждаются в подкреплении
статистическими данными.
Школа
— высшая и средняя — заслуживает к себе особого внимания.
Последний звонок не должен прозвучать для нас слишком
поздно. От нас также зависит будущее наших детей и
внуков. Пройдем свою часть пути навстречу усилиям
Правительства Москвы в этом направлении.
Подготовлено по материалам
Московского информационного центра проведения Всероссийской
переписи населения
109147 Россия, Москва, ул. Марксистская, д. 34, корп.
7; тел/факс: 270-29-23; 270-29-12;
363-16-61; www.mosperepis.ru
|